Повышение требований к учредителям вновь создаваемых страховщиков – закономерный и ожидаемый шаг
Комментарий к новому проекту закона о страховании Председателя совета директоров Prime Group, Президента страхового холдинга Prime Insurance Никиты Исаева
В обнародованном недавно новом проекте закона о страховании предполагается, что во вновь создаваемых страховых компаниях владельцы не смогут обладать более 25% уставного капитала, а все сделки по продаже пакетов акций выше блокирующего будут согласовываться с Росстрахнадзором.
На мой взгляд, повышение требований к учредителям вновь создаваемых страховщиков – закономерный и ожидаемый шаг. Их не стоит панически бояться. Во-первых, они касаются только вновь создаваемых страховщиков, а во-вторых, схожие и даже более жесткие требования к учредителям кредитных организаций уже давно действуют в банковском законодательстве (в частности, запрет на выход из состава учредителей в течение первых трех лет, прозрачность активов, требования к финансовой устойчивости), и на них никто не жалуется.
Вместе с тем, не совсем понятен запрет на владение долей (акциями) более 25 % в момент учреждения компании, что означает фактически запрет на создание дочерних/зависимых страховщиков. Как практически контролировать указанный запрет? Вменить это в обязанность налоговых органов или передать функции по регистрации страховщиков в ФССН по аналогии с порядком регистрации кредитных организаций Банком России? И как этот запрет соотносится с нормой о том, что сделки по продаже пакета акций свыше указанного размера должны согласовываться с ФССН? Получается, что согласовать указанные сделки в течение трех лет с момента учреждения страховщика не удастся (законопроект предусматривает запрет на выход учредителя в течение трех лет с момента создания компании). Кроме того, уже сейчас приобретение более 20% долей (акций) в уставном капитале любого страховщика допускается только с предварительного согласия ФАС.
Но мне кажется, что необходимо устанавливать не административные, а экономические барьеры при создании страховых компаний. То есть устанавливать требования не к количеству и долям учредителей, а к их финансовой устойчивости и прозрачности, достаточности собственных средств для оплаты доли в уставном капитале создаваемого страховщика (в законопроекте предусмотрен только запрет на участие в уставных капиталах страховщиков оффшорных компаний). Кроме того, чтобы исключить возможность номинального владения долями через подставные фирмы-однодневки необходимо установить норму о том, что учредителем страховщика может быть юридическое лицо, которое безупречно профукнционировало более трех лет и не имеет задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Также не совсем понятна необходимость ограничения числа национальных ассоциаций страховщиков. Нельзя все компании «загнать» в одну-две ассоциации: должна быть полисубъектность ассоциаций, конкуренция между ними. А уже среди них можно, проанализировав ключевые показатели их деятельности и эффективность такой деятельности, определить ассоциацию, которая будет представлять России в Европейском комитете страховщиков.